1 сентября 2022 в России вступил в силу закон № 347-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе».
Согласно этому закону, теперь вся интернет-реклама, которая размещается на территории России и/или предназначена для пользователей из РФ, должна маркироваться особым образом и передаваться в ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы, созданный Роскомнадзором.
Новые правила затрагивают все типы интернет-рекламы и касаются всех участников рекламной цепочки, в том числе веб-мастеров и рекламодателей Admitad.
Ответы на часто задаваемые вопросы о маркировке смотрите в статье «FAQ по маркировке рекламы для веб-мастеров».
Что требуется от веб-мастеров в связи с законом о маркировке рекламы
Если вы размещаете рекламу, которая направлена на пользователей из РФ и/или распространяется территории РФ, и одновременно с этим:
- уже сотрудничаете с программами рекламодателей, которые осуществляют деятельность на территории РФ;
- хотите подключить свою площадку к программе рекламодателя, который осуществляет деятельность на территории РФ.
То для соблюдения требований закона о рекламе вам необходимо:
1. До размещения рекламы — зарегистрировать креатив и получить уникальный токен (идентификатор) на каждое свое рекламное размещение (креатив) через инструмент «Токены и креативы».
2. При публикации рекламы — промаркировать все размещения в соответствии с требованием закона, см. статью «FAQ по закону о маркировке рекламы».
Что берет на себя Admitad
Admitad берет на себя выполнение всех остальных процедур и исполнение требований закона:
- Собирает информацию об участниках рекламной цепочки (веб-мастерах и рекламодателях) и договорных отношениях для последующей передачи в ЕРИР через оператора рекламных данных (ОРД).
- Предоставляет веб-мастерам инструмент «Токены и креативы», который позволяет веб-мастерам самостоятельно регистрировать креативы и получать для них уникальные токены (идентификаторы). Подробнее об инструменте
- Регистрирует (через ОРД в ЕРИР), получает и предоставляет токены для:
- креативов, загруженных веб-мастерами через инструмент «Токены и креативы»;
- креативов, доступных в программах по умолчанию (например, баннеры).
Если вы изменяете креатив, который доступен в программе по умолчанию, — например, берете баннер из программы, добавляете к нему текст и таким образом формируете пост с картинкой, — то этот итоговый формат размещения (пост) нужно зарегистрировать как отдельный уникальный креатив и получить для него уникальный токен.
- Добавляет пометку «Реклама» в баннеры в формате JPG, JPEG и PNG, которые рекламодатели загружают в Admitad.
- В течение 30 дней после конца отчетного месяца передает ОРД отчетность с разаллокацией данных и детальной статистикой.
FAQ по закону о маркировке рекламы
- Ключевые термины
- Что подразумевает под собой маркировка рекламы?
- Какие материалы подлежат маркировке?
- На кого распространяется новый закон?
- Чем грозит несоблюдение закона?
- Какие рекомендации Admitad может дать веб-мастерам?
Ключевые термины
- Креатив — рекламный материал, созданный и распространяемый любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленный на привлечение внимание к объекту рекламирования (баннер, объявление, пост, ссылка и пр.).
- ЕРИР — единый реестр интернет-рекламы. Это единая система учета рекламы, которая создается Роскомнадзором.
- ОРД — официальный оператор рекламных данных, который собирает информацию от участников рынка и передает в ЕРИР.
- Токен — уникальный идентификатор, который будет присваиваться каждому креативу. Выдается ОРД. По нему можно выяснить информацию о рекламодателе и всех участниках рекламной цепочки.
- Разаллокация — детализация данных по договорам и актам по всем участникам рекламной цепочки.
Что подразумевает под собой маркировка рекламы?
Маркировка рекламы — это комплексный процесс, который включает:
- регистрацию в ОРД;
- получение токенов для рекламных креативов;
- разметку рекламы по правилам и требованиям, установленным законодательством РФ — подробнее в статье «FAQ по маркировке рекламы для веб-мастеров»;
- передачу отчетности с разаллокацией всех данных и детальной статистики о показах в ЕРИР.
Часть действий по маркировке должны быть выполнены еще до размещения рекламы, еще часть — спустя 30 дней, т.е. в отчетный период.
Перед размещением рекламы необходимо:
- подать информацию о конечном заказчике и его договоре с подрядчиком или рекламораспространителем оператору рекламных данных (ОРД) для передачи в ЕРИР;
- получить токен для рекламы — уникальный идентификатор рекламного объявления, который присваивается для каждого креатива (рекламного материала);
- промаркировать публикуемый материал — добавить токен и пометку «Реклама» в креатив — см. «Как маркировать материалы разных форматов».
Об обязательных действиях со стороны рекламодателя читайте в «Как добавить баннеры в свою партнерскую программу».
Спустя 30 дней (в отчетный месяц) необходимо:
- через ОРД передать в ЕРИР отчет с разаллокацией данных по всей цепочке, включая информацию о договорах и актах;
- через ОРД передать в ЕРИР статистику о показах с детализацией, вплоть до площадок и креативов.
Какие материалы подлежат маркировке?
Любые рекламные материалы, которые:
- направлены на привлечение внимание к объекту рекламирования;
- и при этом размещаются на территории РФ и/или предназначены для пользователей из РФ.
Примеры: рекламные баннеры, объявления, посты, партнерские ссылки и пр.
Подробнее о требованиях к маркировке баннеров:
- для веб-мастеров — в статье «Как получить баннеры и лендинги»;
- для рекламодателей — в статье «Как добавить баннеры в свою партнерскую программу».
На кого распространяется новый закон?
Закон распространяется на всех участников рекламного рынка:
- распространители рекламы и рекламные системы — ИП, физические и юридические лица (в т.ч. иностранные), которые занимаются распространением в интернете рекламы любых рекламодателей, включая владельцев соцсетей, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов;
- рекламодатели — ИП, юридические и физические лица, которые через контрагентов размещают рекламу на территории РФ и для пользователей РФ;
- посредники — агентства и фрилансеры, которые участвуют в цепочке размещения рекламы своих клиентов.
Чем грозит несоблюдение закона?
24 июня 2023 года был подписан закон № 274-ФЗ о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому несоблюдение закона о маркировке рекламы приведет к:
- введению санкций и штрафов в размере от 2 000 до 500 000 тыс. рублей в зависимости от типа нарушения и субъекта права нарушителя (физическое лицо, юридическое лицо);
- налоговым рискам (проверки и пени).
Какие рекомендации Admitad может дать веб-мастерам?
- Продвигая партнерские программы на своих площадках, используйте рекламные материалы, полученные в Admitad — новые ссылки с уникальным токеном и баннеры с пометкой «Реклама. Название юрлица рекламодателя, ИНН рекламодателя».
- Посмотрите вебинар Admitad — в нем рассматриваются ключевые моменты нового закона, а также представлены рекомендации для партнеров с разными видами трафика.
Если вы размещаете рекламу не через Admitad, вам нужно самостоятельно маркировать все материалы и передавать все необходимые данные в ОРД.
Подробнее о маркировке баннеров в статье «Как получить баннеры и лендинги».